Дидактическая
цель
–
создать
условия для духовно-нравственного становления
личности учащихся.
Представленный
урок включён в систему внеклассного изучения творчества А.А.Лиханова (в 5
классе – «Чистые камушки», в 6 – «Последние холода», в 7 – «Солнечное
затмение», в 8 – «Невинные тайны», в 9 – «Никто»)
В классе 25 человек.
Тип – мастерская
ценностных ориентаций.
Цели урока:
1.
Образовательная – показать нравственное звучание
повести, создать условия для самоопределения учащихся по философским
размышлениям повести.
2.
Развивающая – способствовать
формированию у обучающихся навыков
чтения, анализа художественного текста,
а главное, работы со словом как концептом нравственности.
3.
Воспитательная – способствовать формированию
духовно-нравственных ценностей: Знание, Труд, Человек, Культура, Семья,
Отечество.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный,
источниковый (работа с книгой), частично-поисковый (выбор ключевых слов),
исследовательский (решение задач).
Методы познания:
логический
(анализ и синтез).
Форма
организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер,
проектор, тексты произведения, рабочие материалы,
Домашняя
подготовка: поиск
повести, чтение семьей и заполнение рефлексивного листа:
Прочитайте,
пожалуйста, всей семьёй повесть А.А.Лиханова «Солнечное затмение» и ответьте на
вопросы рефлексивного листа:
Почему повесть об
истории встречи Лены и Феди автор назвал «Солнечным затмением»?
|
Почему Лена
говорит учительнице фразу: «Нас не
надо жалеть»?
|
Что Вас
возмущает, что вызывает сочувствие, что восхищает в семьях Лены и Феди (для
родителей)?
|
Прочтите
последнюю сцену. ПОКА МЫ НЕ ВЗРОСЛЫЕ. Объясните эту фразу (для детей).
|
Спасибо Вам, с уважением, Соболева С.Н.
Реализация целей
урока:
1.
Индукция: осуществить
ситуацию включения в тему путем видеоряда о названии повести и выбора ключевых
слов темы.
2.
Самоконструкция: целенаправить
познавательную деятельность обучающихся путем составления кластера о
нравственных ценностях человека Социоконструкция:
создать условия для частично-поисковой работы в группе во время общения.
Формирование социальной и культуроведческой компетентностей.
3.
Социализация: помочь
проанализировать данные эпизоды, подвести к синтезу результат своей
деятельности. Формирование коммуникативной компетентности.
4.
Разрыв: помочь
осознанию успешной самореализации, зависящей от сформированности
духовно-нравственных ценностей.
5.
Рефлексия:
помочь представлению результатов своей деятельности с привлечением ключевых
слов темы урока.
Здоровье и психосберегающая среда: создание
комфортных условий, смена видов деятельности, соблюдение
санитарно-гигиенических требований (освещение, цвета слайдов)
|