Понедельник, 14.07.2025, 07:08
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт Русского языка

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок по повести "Чучело"
Мастерская ценностных ориентаций
Повесть Владимира Железникова «Чучело»
Книги Железникова учат
чувствовать чужую боль,
как свою собственную.
Цель: Создать условия для анализа произведения с точки зрения нравственности.
Воспитательная цель: формирование ценности «культура»: владение формами коммуникативной культуры общения, понимание сущности нравственных качеств личности при обсуждении вместе с родителями повести.
Формирование компетенций:
• Информационной: находить примеры из текста для подтверждения своих мыслей.
• Лингвистической: осознать значение слов как концепта нравственности и культуры.
• Социальной: уметь включаться в ролевую игру.
• Коммуникативной: развивать устную и письменную речь.
• Культуроведческой: осознавать текст на основе других произведений.
Оформление: проектор, слова на доске к духовной красоте: доброта, милосердие, гуманизм, благородство, честность, совесть Записаны герои взрослые (Николай Николаевич, Маргарита Ивановна) и дети (Лена Бессольцева, Дима Сомов, Миронова, Шмакова, Попов, Валька, Лохматый, Рыжий – Толик) книги.

Ход урока.
Деятельность учителей Деятельность ученика
Организационное начало.
Цель – создать благоприятный психологический настрой для проведения учебного занятия.
Приветствуют учащихся и родителей.
Определяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя.
Проверяют своё рабочее место.
Индукция (ситуация включения)
Времена меняются, и городок, в котором происходят страшные события, пережил монголо-татарское иго, Отечественную войну с французами 1812года, две Мировые войны. Но дом семьи Бессольцевых с картинами крепостного художника продолжает жить. И в жизни вечными останутся главные ценности человека – это доброта, милосердие, благородство, духовная красота, честность, совесть. И книги Владимира Железникова как раз и заставляются задуматься над этими понятиями. Чтение эпиграфа (слайд 1).
Написанная в 1981 году, местами накалённая до трагизма, эта повесть заставляет нас, взрослых, вcпомнить то время, когда нам было так тяжело, что у всех есть, например, магнитофон, а у меня нет. Когда мы плакали от обидных прозвищ, нам было стыдно, что мы отличаемся чем-то от своих сверстников. Мы уже забыли, как жестоки бывают дети к чудикам, ботаникам, рыжим, очкарикам.
А для детей эта повесть должна раскрыть главные ценные качества человека, научить быть милосердными к людям. Внимание на доску: слова + в повести Бессольцевых назвали бессребрениками. Что это значит? (бессребреник - бескорыстный человек; тот, кто равнодушен к богатству, материальной выгоде)

Записывают тему и эпиграф урока

Самоконструкция (целеполагание)
Цель – целенаправить познавательную деятельность обучающихся.
Слайд 2. Чтение учителем первой главы.
-Что же повергло Ленку в такое отчаяние?
Рассказы ребят. Обсуждение – мозговая атака.
-Как хорошо, что рядом был такой человек, как дедушка, который выслушал внучку, поддержал ее, с ней уехал. А главный его поступок, который Валька не мог понять. Даром городу подарить картины.
-Расскажите о Николае Николаевиче Бессольцеве (Юрий Никулин передал то же впечатление, которое сложилось и при чтении?)
Особенно он был счастлив, когда приобрел картину «Машка», она оказалась похожей на Ленку. (Слайд 3)
Мария Николаевна Бессольцева. Расскажите о ней.
Жертвенница, святая душа. Ее жениха убили в русско-турецкой войне, и она всю жизнь посвятила людям. Основала женскую гимназию, ее воспитанницы стали учителями деревень. Она тащила больного племянника 5 километров и осталась работать в госпитале, ухаживала за самыми тяжелобольными.
- Что случилось с этой картиной?
Чтение последней главы учениками.

Социоконструкция
Цель: создать условия для исследовательской работы в паре и в классе
- Так кто же такая Ленка? Представьте в виде кластера ее характер с подтверждением из повести. Объясните родителям, что такое кластер.
(Слайд 4)
Объясняют родителям.
Кластер(англ. cluster — скопление) как подмножество результатов поиска, связанных единством темы

Представляют в виде кластера характер Ленки.

1.
Социализация
Цель – помочь представить кластер
Слайд 3.
-Так кто же такая Ленка Бессольцева?
-Почему она полюбила Димку? (слайд 5)
Расскажите о нем. Он тоже страдает: в его жизни оказалась задача самая сложная, он не смог из ситуации выйти достойным. Почему?
У Эдуарда Асадова, слепого поэта, есть прекрасное стихотворение «Доброта»
Выступления ребят
Ухаживал. Освободил собаку от Вальки. Он всегда хотел быть самым лучшим, придумал, самим деньги на Москву зарабатывать.
Ученик читает стихотворение.
(Слайд 6)
В самый ответственный момент он предаст Ленку.
Бойкот – прекращение отношений с кем-либо в знак протеста.
- Почему Ленка берет вину на себя?
Димка страдает, но ведет двойную войну, раз предав, он уже не может остановиться. А Ленка все ждет, она верит, что он справится: (Слайд 8)
Стихотворение Юлии Друниной «Ржавчина»:
Я любила твой смех, твой голос,
Я за душу твою боролась.
А душа-то была чужою,
А душа –то была со ржою.
Но твердила любовь: Так что же?
Эту ржавчину уничтожу!
Были бури. И были штили.
Ах, какие пожары были.
Только вот ведь какое дело-
В том огне я одна горела:
Ржа навеки осталась ржою,
А чужая душа чужою.

- Когда Миронова объявила бойкот Сомову, Ленка отказалась. Почему? «Я была на костре»
-Расскажите об этом страшном испытании подробно
- Почему никто не помог Лене? Сколько человек было в классе? (36 стопок денег из копилки) Сцена «Бойкот» - инсценировка (участвует полкласса)
(Слайд 7).

Костер – пересказ. Глава 11 (Слайд 9)
«Одни гоняли Ленку, другие … жили, как будто вся эта история их не касается. Третьи, хотели, да не успели заступиться»
Вывод
Так что есть духовная красота? (Слайд 10)
- Так что есть красота?
И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде? Чтение ребятами наизусть стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»
целого текста.

Разрыв
Сцена из фильма: «Ленка на дне рождения Сомова»
- Она оказалась выше их, Миронова плакала, не понимая, почему Ленка не поддержала бойкот уже против Сомова.
Помните слова Ленки: Дедушка, неужели я больше не буду счастлива. И нам хочется верить, что у Ленки появится настоящие друзья. А вы бы хотели стать ее другом?

Рефлексия.
Цель – осмысление результатов своей деятельности.
Под впечатлением чтения и обсуждения книги, о чем задумались? что бы вы в себе изменили? Напишите небольшое эссе.
Категория: Мои статьи | Добавил: SN (27.10.2012)
Просмотров: 2626 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Ученикам