Урок-мастерская в 7 классе
по произведению А.Лиханова «Последние холода»
Тема: «Это всё правда. Всё это было»
1.
Индукция
- «Детство – это такой возраст, который
проходят все, но выходят из него разные» Объясните?
Детство влияет на судьбу человека, на
формирование его души. В детские годы воспитываются такие качества, как воля,
совесть, ответственность, в детстве или никогда. В 13-14 лет уже переход
человека во взрослый мир. Он может
оставаться на островке детства, еще в семье, он еще предупредителен, но порою
хамоват, он требует к себе внимание, нуждается в нем, но все его устремления
направлены в социум. Сейчас у вас прыжок через пропасть. И очень важна наша
поддержка. А мы, взрослые, не должны
забывать, что тоже когда-то пережили это время. Самый простой способ взрослому
ощутить себя в мире детства – это хорошая книга.
В повести «Последние холода» три главных сюжетных центра, которые
развиваются, переплетаются и раскрывают художественный замысел автора: «Это всё
правда. Всё это было»
«Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и
вовсе недетским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился
поверять свою жизнь истинами военного детства. Да святят всегда и не истают в
нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры – ведь взрослые всего лишь
бывшие дети» (Альберт Лиханов)
2.
Самоконструкция.
-
Знакомясь с биографией этого удивительного человека, составьте кластер, который
бы отвечал на вопрос: Почему не только в России, но и в США Альберт Анатольевич
Лиханов был несколько раз объявлен Человеком года.
Родился в г.Кирове (это моя родина, университет, в
котором я училась) в простой семье, у которой, однако, была своя тайна. Его
отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первые дни войны ушёл
добровольцем на фронт, мать, Милица Алексеевна — медицинский лаборант, всю
жизнь проработала в госпиталях. Отец отца, Николай Михайлович был бухгалтером
на железной дороге. А вот отец деда, Михаил Иванович, происходил из
потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, крещён в Храме Михаила Архангела
в Михайловском замке и дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в
отставку и поселился в Вятке, прервав, таким образом свою петербургскую
историю.
В 41 году Лиханову исполнилось 6 лет. На Вятку, где жили Лихановы бомбы не
падали, ее не брали в кольцо блокады, но ей, как и многим городам России,
досталась изнанка войны. Каждый день на вокзалы города приходили эшелоны с
ранеными, искалеченными солдатами. Школы отдавали под госпитали, другие здания
под детские дома, куда поселяли эвакуированных детей, оставшихся без родителей.
Мама Лиханова делала все, чтоб ее сын ни в чем не нуждался. Временами она
отдавала кровь раненым бойцам. А. Лиханов вспоминает:
"Никогда не забуду, как мама брала меня с собой на донорский пункт,
заходила в кабинет с нормальным лицом, а выходила зелёная, круги под глазами.
Потом мы медленно шли к донорскому магазину, там на талончик продавали то, что
нигде не достанешь - топлёное молоко, или топлёное масло, что-то сладкое. Мама
тут же в магазине давала мне этот кусочек масла в рот, чтобы я проглотил его
скорее. В масле - жизнь! Разве это забудешь!"
А. Лиханов - это поколение детей Великой войны и Великой Победы. Эти дети,
дети войны, дети, выжившие в Сталинграде, выжившие в Ленинграде, спасённые
дети, выросли. Выучились и стали врачами, учителями, военными. А.Лиханов после
Кировской школы закончил в Свердловске отделение журналистики, был редактором
многих журналов. Его произведения опубликованы только в
России 30-и миллионным тиражом. За границей России на 34 языках выпущено 106
книг писателя.
В 1987 году он
создал в нашей стране Детский фонд - первую общественную благотворительную
организацию по защите детства. Каждый человек мог внести свой вклад в помощь
больным, попавшим в беду детям на счёт "№ 707". На собранные деньги
был создан Институт детской онкологии для детей больных раком. Появились
стипендии для одарённых ребят. В состав
СССР входило 15 республик. И Детский фонд устроил медицинский десант в
республики Средней Азии, в самую глубинку, где в больницах не знали ни
кипячёной воды, ни чистого белья. В газетах того времени появились снимки -
истощённые дети с вздутыми животами, почерневшие скелетики. 20 тысяч детских
жизней спасли тогда доверенные врачи Детского фонда.
Возглавив Детский фонд, он создаёт издательство
«Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии
журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое»,
«Зарубежный роман», Издательский, образовательный и культурный центр «Детство.
Отрочество. Юность». За создание семейных детских домов он удостоен премии
Президента Российской федерации в области образования, а за дилогию (соединению
2 произведений) «Русские мальчики» и «Мужская школа» награждён в 2009 году
Премией Правительства Российской федерации в области культуры.
Каждый год
лучшему учителю начальной школы присуждается премия из личного фонда Лиханова в
честь его любимой учительницы Тепляшиной, в повести это Анна Николаевна. Ежегодно
в Кирове проходят Лихановские чтения, где 10 лучшим работникам библиотек вручается премия (в 2010 году я была, знаю, что по 12
тысяч), это также из личного денежного
фонда писателя. После торжественного
выступления начался симфонический концерт, Альберт Лиханов тихонько в зал прошел
один, сел на свободное место. Я
убедилась, что это очень скромный человек.
Главная
тема творчества Лиханова — становление характера подростка, формирование его
мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых.
Проза Лиханова жестка, порой жестока, но ведь такова
наша жизнь, как бы говорит писатель, считая главным смыслом своего
литературного труда — подготовку растущего человека к преодолению трудностей,
даже тягот, которые выпадают на долю совершенно ещё невзрослых людей.
- Почему А.Лиханова народ выбирает человеком года?
3.
Социоконструкция.
В группах работаем с 3 темами:
1.
Тема голода.
2.
Тема семьи.
3.
Тема последних холодов войны.
4. Социализация.
1. Тема голода.
-
Что вы узнали о голоде?
-
«Выходит, - подумал я, - когда голод отступает, человек сразу становится
другим? Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?» Как вы считаете?
«Да,
войны кончаются рано или поздно.
Но
голодуха отступает медленнее, чем враг.
И
слёзы долго не высыхают.
И
работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие,
голодные, ни в чём не повинные ребятишки.
Мы
это помним.
Не
забыли бы вы, новые люди.
Не
забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна».
2. Тема семьи.
Вторя
тема исключительно актуальна и важна. Это тема семьи. Особенно талантливо и
трагично раскрыл ее А.Лиханов, показав судьбу эвакуированной семьи Русаковых.
Двое
детей – брат и сестра Вадим и Марья – «тоже взрослые – пришло мне в голову.
Взрослые! Им не хватает только роста и знания, чтобы спасти себя»
Инсценировка:
Вадим и Марья пишут письмо маме.
Расскажите
о семье Вадима и Марьи. Как они повлияли на Колю?
"Взрослость
приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Взрослость
приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это
важное…”. Многое Коля стал видеть и
понимать по-другому. Теперь перед ним были не просто голодные ребята, а
маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на
все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!
–
Почему Вадик и Маша не стали друзьями Коле?
Горе сделало Вадика и Марусю очень взрослыми.
Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя.
–
А как Коля считает, почему они не подружились? Ребята находят ответ в повести:
"Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был
слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком
коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем,
может, была другая причина, что мы не стали друзьями,– время”.
3. Тема последних холодов войны
- Чтение отрывков, раскрывающих «сладкий вкус
весны», который чувствует Коля.
-
Прочтите заключительную сцену в столовой. Почему ВИНОВАТО?
Контраст
весны и человеческого страдания. Коля становится взрослым, почувствовав свою
вину перед детьми, которые продолжают страдать и после окончания войны.
5.
Разрыв.
«Знаете, проговорила учительница, немного помедлив,
точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое. – Пройдет время,
много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети,
но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла
война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны. – Она
помедлила. – Ни дочки ваши. Ни сыновья. Ни внуки. Конечно же, не будут знать
войну. На всей земле останетесь только вы. Кто помнит ее. И может случиться
так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Так вот не
давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете. Вот и другим не давайте!»
Песня День Победы
6.Рефлексия.
Продолжите фразу: На уроке я
понял(а), что …
1. Тема голода.
-
Что вы узнали о голоде?
-
«Выходит, - подумал я, - когда голод отступает, человек сразу становится
другим? Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?» Как вы считаете?
|
2. Тема семьи.
-
Приготовьте рассказ о семье Вадима и Марьи. Как они повлияли на Колю?
–
Почему Вадик и Маша не стали друзьями Коле?
|
3. Тема последних холодов войны
- Приготовьте выразительное чтение отрывков,
в которых раскрывается «сладкий вкус весны», который чувствует Коля.
-
Прочтите заключительную сцену в столовой. Почему ВИНОВАТО?
|
3. Тема голода.
- Что
вы узнали о голоде?
-
«Выходит, - подумал я, - когда голод отступает, человек сразу становится
другим? Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?» Как вы считаете?
|
4. Тема семьи.
-
Приготовьте рассказ о семье Вадима и Марьи. Как они повлияли на Колю?
–
Почему Вадик и Маша не стали друзьями Коле?
|
3. Тема последних холодов войны
- Приготовьте
выразительное чтение отрывков, в которых раскрывается «сладкий вкус весны»,
который чувствует Коля.
-
Прочтите заключительную сцену в столовой. Почему ВИНОВАТО?
|
|