6.
Публикации (если есть)
|
«Журнал «Русский язык в школе», 6,1999г.
ИТО-2000г»
Сборник трудов. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Часть II- Москва:МИФИ, 2000.с.230.
«ИТО-2004г»
Сборник трудов. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Часть III- Москва:МИФИ, 2004.с.118.
«ИТО-2006г»
Сборник трудов. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Часть III. - Москва:МИФИ, 2006.с.230.
Сайт
http://ito.ru/2006/Moskow/II/3/II-36217.htm
«Модели
построения информационного образовательного пространства региона» - Киров:
Изд-во Кировского ИПК и ПРО, 2005. – с.76.
«Проблемы
непрерывного образования: история, реальность и перспективы». Материалы
научно-практических семинаров и конференций за 2006-2007гг. – Вятский гос.
гуман. университет, 2007. С.210.
Бинарный урок «Сказка-ложь, да
в ней намёк, добрым молодцам урок» (Виды теплопередачи в фольклорных сказках)
Сайт «Сеть творческих учителей»
|
Спор между учителями:
- А Вы, С.Н., знаете, где при
горении огня самая высокая температура и как правильно нагревать тела?
- Еще наши предки, И.К., знали
и без физики, как нагревать лучше, благодаря своей любознательности и
внимательности
- Хорошо, а как происходит
излучение солнечной энергии на землю?
- На примере фольклорных сказок мы видим, что в
этом случае им помогала фантазия. Сказка – занимательный устный рассказ,
повествующий о невероятной, но поучительной истории.
- И в сказках мы можем
встретить примеры теплопередачи и объяснить их уже с точки зрения физики.
Так начался первый совместный урок
литературы и физики. «Между наукой и художественной литературой есть много
общего: и там и тут основную роль играет наблюдение, сравнение, изучение»
(М.Горький). Всего проведено 3 бинарных урока: в 8
классах «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (Виды
теплопередачи в фольклорных сказках), в 10 - «Гроза в жизни человека (по
произведению А.Н.Островского «Гроза»), в 11 – «Цвет и звук в поэтических
параболах футуристов»- все по типу
мастерских, и основною целью этих уроков было формирование метапредметности.
Метапредметность – особый тип
интеграции учебного материала на основе деятельностного подхода. Это новая
образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных
предметов.
Уроки в форме мастерских
создают условия, чтоб ученик осознал,
как он мысленно двигался. Формируется блок способностей работы с понятиями.
Ученики выделяют зону незнаемого и учатся управлять процессом познания.
В рамках метапредметности слово выступило
как:
1.Знак. Ученики развивают
способность кодировать информацию. Например, в 10 классе во время индукции
задача: составить ассоциативный ряд к слову ГРОЗА. И больше слов было с
негативной окраской и в произведении Островского Екатерина грозу воспринимает
как наказание. Но после изучения грозы как физического явления и обсуждения
произведения, а главное, чтения монолога Кулигина о природе после грозы при рефлексии работа
со словом ГРОЗА в качестве составления синквейна приобретает уже позитивные
ассоциации.
2.Проблема. Во время групповой
работы на всех уроках осваивается
техника диалога, способность целеполагания, самоопределения. Учащиеся
отвечали на проблемные вопросы вместе или распределяли с учетом интересов, но
целью было совместное выступление.
3.Задача. Во время бинарных
уроков ученики получают знания о разных типах задач и способах их решения,
осваивают технику перевода проблем в задачи,
идёт поиск и рефлексия средств их решения
Казалось, несовместимы 2 предмета: физика и
литература, два мировоззрения: научное и фантастическое, рациональное и
иррациональное. Американский физик Джеймс Франк (лауреат Нобелевской премии
1925 года) рассказал однажды, что он во сне спрашивает у покойного немецкого
математика Карла Рунге: "Как у вас на том свете? Наверное, все
физические законы известны?” – А тот говорит: "Здесь дают право выбора:
можешь знать либо всё, либо то же, что и на Земле. Я выбрал второе, а то уж
очень скучно было бы”.
Эта притча о том, что при подготовке к
уроку учителей разных предметов, понимаешь, сколько нового можно узнать из
общения знатоков из других отраслей, ломается стереотип, что твой предмет
самый важный в школе, но самое главное, создаются условия для
метадеятельности каждого ученика.
Для ученика работа на уроке
предстает осознанной и ответственной, и для себя лично и во время работы в группе
вырабатывается стратегия (мотив, цель, план, средства, организация, действия,
результат, анализ). Ребята занимаются исследовательской, проектировочной, сценирующей, моделирующей и прогнозирующей
деятельностью на таком нестандартном уроке. Это и есть метадеятельность как
универсальный способ жизнедеятельности каждого человека, что определяется уровнем владения данными
приемами, но литература обеспечивает, главное, формирование ценностной личности, когда
ориентиром становятся истинные критерии
духовности.
|