Четверг, 17.07.2025, 01:50
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт Русского языка

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационная карта

Ф.И.О.

Соболева Светлана Николаевна

Учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов

612711 Кировская обл., Омутнинский район, п. Восточный, ул. Пионерская, 2.  Т. 8 335233597

 

Должность

Учитель русского языка и литературы

Стаж работы в должности

19 лет

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

 

Метадеятельность учеников на бинарных уроках при использовании ИКТ

2. Источник изменений (противоречия, новые условия работы, новые средства обучения и др.)

     Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

 

3. Идея изменений (в чем сущность опыта: в использовании иных образовательных технологий, в организации УВП и т.д.)

Идея изменений: Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. На бинарных уроках (литература + физика) с использованием каждый ученик в результате собственных усилий открывает для себя мир и свои возможности при формировании ценностных качеств личности.

Сущность опыта: Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

4. Концепция изменений (степень новизны, актуальность изменений, ожидания от применения опыта..)

Концепция изменений на содержательном уровне связана с соединением процесса работы со словом художественной литературы и физическим явлением.

На технологическом уровне – воспитание ценностных качеств личности при познании целостного мира через использование ИКТ на бинарных уроках, построенных  по типу мастерских ценностных ориентаций.

5. Условия реализации изменений (наличие материальной базы, уровня профессионализма, специального обучения, др.)

Наличие в школе мультимедийного кабинета.

Постоянное совершенствование профессионального уровня педагогов по актуальным проблемам модернизации образования.

Творческий альянс между учителями, казалось бы, противоположных предметов

 

6. Публикации (если есть)

 «Журнал «Русский язык в школе», 6,1999г.

ИТО-2000г» Сборник трудов. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Часть II- Москва:МИФИ, 2000.с.230.

«ИТО-2004г» Сборник трудов. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Часть III- Москва:МИФИ, 2004.с.118.

«ИТО-2006г» Сборник трудов. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Часть III. - Москва:МИФИ, 2006.с.230.

Сайт  http://ito.ru/2006/Moskow/II/3/II-36217.htm

«Модели построения информационного образовательного пространства региона» - Киров: Изд-во Кировского ИПК и ПРО, 2005. – с.76.

«Проблемы непрерывного образования: история, реальность и перспективы». Материалы научно-практических семинаров и конференций за 2006-2007гг. – Вятский гос. гуман. университет, 2007. С.210.

Бинарный урок «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (Виды теплопередачи в фольклорных сказках) Сайт «Сеть творческих учителей»

7. Результат изменений (не только количественных показателей, но и личностных изменений в отношении детей к предмету, друг к другу и т.д.)

Положительная динамика читающих детей художественную литературу. Повышение мотивации и интереса к изучению литературы и физики. Обеспечение личностно-ориентированного подхода на уроке.

Формирование способности учеников к метадеятельности.

8. Описание инновационного опыта учителя (1800-2000 знаков, то есть не более 1 страницы, набранной 12 пт. через 1 инт.)

Алгоритм:Что я делаю?Для чего Это делается?Как Это делается (технология)

Спор между учителями:

- А Вы, С.Н., знаете, где при горении огня самая высокая температура и как правильно нагревать тела?

- Еще наши предки, И.К., знали и без физики, как нагревать лучше, благодаря своей любознательности и внимательности

- Хорошо, а как происходит излучение солнечной энергии на землю?

- На  примере фольклорных сказок мы видим, что в этом случае им помогала фантазия. Сказка – занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.    

- И в сказках мы можем встретить примеры теплопередачи и объяснить их уже с точки зрения физики.

    Так начался первый совместный урок литературы и физики. «Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играет наблюдение, сравнение, изучение»

(М.Горький).   Всего проведено 3 бинарных урока: в 8 классах «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (Виды теплопередачи в фольклорных сказках), в 10 - «Гроза в жизни человека (по произведению А.Н.Островского «Гроза»), в 11 – «Цвет и звук в поэтических параболах футуристов»- все  по типу мастерских, и основною целью этих уроков было формирование метапредметности.

Метапредметность – особый тип интеграции учебного материала на основе деятельностного подхода. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Уроки в форме мастерских создают  условия, чтоб ученик осознал, как он мысленно двигался. Формируется блок способностей работы с понятиями. Ученики выделяют зону незнаемого и учатся управлять процессом познания.

   В рамках метапредметности слово выступило как:

1.Знак. Ученики развивают способность кодировать информацию. Например, в 10 классе во время индукции задача: составить ассоциативный ряд к слову ГРОЗА. И больше слов было с негативной окраской и в произведении Островского Екатерина грозу воспринимает как наказание. Но после изучения грозы как физического явления и обсуждения произведения, а главное, чтения монолога Кулигина  о природе после грозы при рефлексии работа со словом ГРОЗА в качестве составления синквейна приобретает уже позитивные ассоциации.

2.Проблема. Во время групповой работы на всех уроках  осваивается техника диалога, способность целеполагания, самоопределения. Учащиеся отвечали на проблемные вопросы вместе или распределяли с учетом интересов, но целью было совместное выступление.

3.Задача. Во время бинарных уроков ученики получают знания о разных типах задач и способах их решения, осваивают технику перевода проблем в задачи,  идёт поиск и рефлексия средств их решения

  Казалось, несовместимы 2 предмета: физика и литература, два мировоззрения: научное и фантастическое, рациональное и иррациональное. Американский физик Джеймс Франк (лауреат Нобелевской премии 1925 года) рассказал однажды, что он во сне спрашивает у покойного немецкого математика Карла Рунге:   "Как у вас на том свете? Наверное, все физические законы известны?” – А тот говорит: "Здесь дают право выбора: можешь знать либо всё, либо то же, что и на Земле. Я выбрал второе, а то уж очень скучно было бы”.

     Эта притча о том, что при подготовке к уроку учителей разных предметов, понимаешь, сколько нового можно узнать из общения знатоков из других отраслей, ломается стереотип, что твой предмет самый важный в школе, но самое главное, создаются условия для метадеятельности каждого ученика.

Для ученика работа на уроке предстает осознанной и ответственной, и для себя лично и во время работы в группе вырабатывается стратегия (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ). Ребята занимаются исследовательской,  проектировочной,  сценирующей, моделирующей и прогнозирующей деятельностью на таком нестандартном уроке. Это и есть метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека, что  определяется уровнем владения данными приемами, но литература обеспечивает, главное,  формирование ценностной личности, когда ориентиром становятся истинные критерии  духовности.

Экспертное заключение (масштабы распространения  опыта)

Муниципальный, региональный и федеральный

 Ф.И.О. эксперта

 

Составляющие образования

(выбрать и подчеркнуть)

 

Обучение и воспитание

 

Информационное представление опыта (ключевые слова)

Метапредметность, метадеятельность, ИКТ, мастерская ценностных ориентаций, бинарный урок, художественная литература.

Категория: Мои статьи | Добавил: 01dan (18.04.2011)
Просмотров: 478 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Ученикам