Суббота, 12.07.2025, 01:01
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт Русского языка

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Эссе о моем призвании

Разговор по душам о Силе слова

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана…

Иван Бунин

    - Что за чудо?! Перед Вами симметричные узоры в виде белоснежного кружева, вот как изящно закручиваются тонкие нити, лёгкие и воздушные; эти снежинки,  кружатся, как  бабочки, и Вы восхищаетесь их грациозностью и красотой… Что это?! Это увеличенные кристаллы воды, которой в ходе эксперимента говорили только добрые слова, наполненные искренней любовью.  И Вы понимаете, какая сила заключена в наших словах; звуки, подобно кристаллам, придают  чудное звучание слову, а СЛОВО, по словарю Даля, есть «воссоздание внутри себя  мира». И чтобы расцветали  в душе каждого  ученика прекрасные кристаллы гармонии, нужно помочь им познать этот богатый мир русского языка.  

  - И я учитель русского языка и литературы, или словесности.  Я учу слову, с помощью слов.  СЛОВЕСНОСТЬ– «изучение здравого  суждения, правильного  и изящного выражения» (В.И.Даль). Учить красиво и искренне говорить о добре, сострадании, любви, смысле жизни...  И в наше время особенно важны слова И.С.Тургенева: «В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбе моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий русский язык!»

  - Да, ученики часто делают в словах ошибки?  Не страшно! Наш язык настолько сложен, что нужно дать ребёнку возможность почувствовать себя художником, пусть нарисует пиктограмму для запоминания этого слова, а может, он сейчас захочет быть писателем  и сочинит сказку из трудных слов, а в век ИКТ ему интереснее это будет сделать на компьютере.   Во время творчества он полюбит эти слова, а если не получилось с первого раза, то  нужно продолжать работать над орфографией слов, может, классификация или систематизация помогут, как учёным, раскрыть  их загадку.  Ведь стать грамотным должно стать  целью каждого ученика, а к цели нужно всегда стремиться, преодолевая препятствия, ведь всё в наших руках, как в притче о мудрости: Давным-давно жил мудрец, но нашёлся завистник, который решил перехитрить мудреца. Этот человек поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и решил для себя: "Спрошу-ка я у мудреца: Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет - мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Но мудрец на его вопрос ответил: «Всё в твоих руках!»

-  Мой ученик спрашивает: «Почему слово «очи» стало архаизмом?»  И правда, почему, ведь  как звучит – очи, трогательно и загадочно,  может, Вы сами захотите узнать? А сколько  ещё тайн в  наших русских словах?!  И так начинается процесс исследования, а затем свои открытия дети представляют родителям в виде презентаций на лингвистических конференциях.  Гордитесь, мамы и папы, достижениями наших детей!

- Многие возмущаются: дети всё время в Интернете? Так используйте это! Мы с ребятами в школьном сайте создали русскую страничку, где  проводим конкурсы о русском языке. А в Контакте обсуждаем интересные книги. Поверьте, они пишут мне без ошибок, не сокращают слова.   А главное, им, нашим ученикам, не хватает общения,  они готовы тебе высказать самые сокровенные мысли, потому что они ждут от тебя слов доброты и поддержки.  Моя ученица пишет, что её поразило выражение «божья ладонь», так назвал стол Волкодав в книге М.Семёновой. Такое выражение, как и всё произведение, учит быть чутким к природе, к истории славян. Ведь не просто наши предки заучивали азбуку и чётко проговаривали название каждой буквы, они принимали её как Заповедь. Для меня стало открытием, какую ценностную установку несёт название каждой буквы:  Азъ буки веди… т.е. -  Я знаю буквы: Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно – Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!» Когда это открытие  сделали и мои ученики,  Яша предложил: «Давайте не будем терять букву ё».  Вот это чувство ответственности за слово, понимание того, что хотели передать нам в своих произведениях  А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и  другие великие художники слова и дорого нам, учителям и родителям.

- Вы говорите, что наши дети совсем не читают? А мы сами часто ли находим время для чтения?  Когда Елена Олеговна Галицких на творческой лаборатории познакомила меня с «Крёсной», я вновь не только перечитала, но и открыла  для себя новые книги А. Лиханова.  Чувство восхищения я передала детям и родителям, и  мы решили продолжить традицию семейного чтения. Многие мамы жаловались, что их дети стали обманывать.  Тогда на мастерской  и показали сценку, где Женька, главный герой «Невинных тайн», называет враньё подлостью и дуростью. Мы вместе, дети и родители, обсудили слова героя «Последних холодов»: «почувствовал себя виноватым». Действительно, война закончилась, но мы видим бездомных и голодных людей и в наше время, правда, всем помочь не сможем, но пройти мимо человека, который нуждается в помощи, нельзя, потому что мы люди. И  у каждого из нас в жизни бывает солнечное затмение, но (как написала Женя, моя ученица, после чтения повести «Солнечное затмение») «небо – это жизнь, а солнце – это счастье, но иногда бывает солнечное затмение. Но надо жить и верить, что счастье придёт».  И для меня было, действительно, счастьем, когда ученики и их родители спросили, что читать дальше.  А накануне я увидела огорчение мальчика по поводу клички «ботаник», почему?.. он же хороший друг, честный и справедливый; и ребята это поняли после обсуждения книги В.Железникова «Чучело».  Что есть красота, почему её обожествляют люди?  Они захотели стать похожими на Ленку Бессольцеву, и я думаю, они готовы принять для себя главные ценности в жизни: благородство, честность, доброту. А родители на этом уроке открыли для себя слово толерантность. Ведь в этих словах и заключена душевная красота человека, такая красота, к которой должен стремиться каждый из нас.

 -  « Я есмъ то, что я есмъ» (Сен Жермен).  Я сама должна добиваться расцвета кристаллов в своём сердце и в душах своих детей.  Философией моего жизненного пути всегда будут слова А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».  А мысли - это озвученное слово,  так наша сила в слове, и нужно верить, что только с помощью искренних слов любви можно воспитать душу ребенка, умную и добрую, способную мыслить и принимать правильные решения в жизни. Но не забывайте, душа ребёнка, как хрупкий кристалл, воспринимает только слова, произнесённые от чистого сердца умного и доброго учителя.

-  СПАСИБО за понимание…

Категория: Мои статьи | Добавил: 01dan (18.04.2011)
Просмотров: 287 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Ученикам