Разговор
по душам о Силе слова
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана…
Иван Бунин
- Что за чудо?! Перед Вами симметричные
узоры в виде белоснежного кружева, вот как изящно закручиваются тонкие нити,
лёгкие и воздушные; эти снежинки, кружатся, как
бабочки, и Вы восхищаетесь их грациозностью и красотой… Что это?! Это увеличенные
кристаллы воды, которой в ходе эксперимента говорили только добрые слова, наполненные
искренней любовью. И Вы понимаете, какая
сила заключена в наших словах; звуки, подобно кристаллам, придают чудное звучание слову, а СЛОВО, по словарю
Даля, есть «воссоздание внутри себя мира».
И чтобы расцветали в душе каждого ученика прекрасные кристаллы гармонии, нужно помочь
им познать этот богатый мир русского языка.
- И я учитель русского языка и литературы,
или словесности. Я учу слову, с помощью
слов. СЛОВЕСНОСТЬ– «изучение
здравого суждения, правильного и изящного выражения» (В.И.Даль). Учить
красиво и искренне говорить о добре, сострадании, любви, смысле жизни... И в наше время особенно важны слова И.С.Тургенева:
«В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбе моей родины ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий русский язык!»
- Да, ученики часто делают в словах ошибки? Не страшно! Наш язык настолько сложен, что нужно
дать ребёнку возможность почувствовать себя художником, пусть нарисует пиктограмму
для запоминания этого слова, а может, он сейчас захочет быть писателем и сочинит сказку из трудных слов, а в век ИКТ
ему интереснее это будет сделать на компьютере. Во
время творчества он полюбит эти слова, а если не получилось с первого раза, то нужно продолжать работать над орфографией слов,
может, классификация или систематизация помогут, как учёным, раскрыть их загадку.
Ведь стать грамотным должно стать целью каждого ученика, а к цели нужно всегда
стремиться, преодолевая препятствия, ведь всё в наших руках, как в притче о
мудрости: Давным-давно жил мудрец, но нашёлся
завистник, который решил перехитрить мудреца. Этот человек поймал бабочку, посадил её между
сомкнутых ладоней и решил для себя: "Спрошу-ка я у мудреца: Скажи, о
мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет -
живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет - мёртвая, я раскрою
ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Но
мудрец на его вопрос ответил: «Всё в твоих руках!»
-
Мой ученик спрашивает: «Почему слово
«очи» стало архаизмом?» И правда, почему,
ведь как звучит – очи, трогательно и загадочно, может, Вы сами захотите узнать? А сколько ещё тайн в наших русских словах?! И так начинается процесс исследования, а
затем свои открытия дети представляют родителям в виде презентаций на
лингвистических конференциях. Гордитесь,
мамы и папы, достижениями наших детей!
-
Многие возмущаются: дети всё время в Интернете? Так используйте это! Мы с
ребятами в школьном сайте создали русскую страничку, где проводим конкурсы о русском языке. А в Контакте
обсуждаем интересные книги. Поверьте, они пишут мне без ошибок, не сокращают
слова. А главное, им, нашим ученикам,
не хватает общения, они готовы тебе
высказать самые сокровенные мысли, потому что они ждут от тебя слов доброты и
поддержки. Моя ученица пишет, что её поразило
выражение «божья ладонь», так назвал стол Волкодав в книге М.Семёновой. Такое
выражение, как и всё произведение, учит быть чутким к природе, к истории славян.
Ведь не просто наши предки заучивали азбуку и чётко проговаривали название
каждой буквы, они принимали её как Заповедь. Для меня стало открытием, какую
ценностную установку несёт название каждой буквы: Азъ буки веди… т.е.
- Я знаю буквы: Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте
мироздание! Несите слово убежденно – Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте,
чтобы Сущего свет постичь!» Когда это открытие сделали и мои ученики, Яша предложил: «Давайте не будем терять букву
ё». Вот это чувство ответственности за
слово, понимание того, что хотели передать нам в своих произведениях А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и другие великие художники слова и дорого нам,
учителям и родителям.
-
Вы говорите, что наши дети совсем не читают? А мы сами часто ли находим время
для чтения? Когда Елена Олеговна Галицких
на творческой лаборатории познакомила меня с «Крёсной», я вновь не только перечитала,
но и открыла для себя новые книги А.
Лиханова. Чувство восхищения я передала
детям и родителям, и мы решили
продолжить традицию семейного чтения. Многие мамы жаловались, что их дети стали
обманывать. Тогда на мастерской и показали сценку, где Женька, главный герой
«Невинных тайн», называет враньё подлостью и дуростью. Мы вместе, дети и
родители, обсудили слова героя «Последних холодов»: «почувствовал себя
виноватым». Действительно, война закончилась, но мы видим бездомных и голодных
людей и в наше время, правда, всем помочь не сможем, но пройти мимо человека,
который нуждается в помощи, нельзя, потому что мы люди. И у каждого из нас в жизни бывает солнечное
затмение, но (как написала Женя, моя ученица, после чтения повести «Солнечное
затмение») «небо – это жизнь, а солнце – это счастье, но иногда бывает
солнечное затмение. Но надо жить и верить, что счастье придёт». И для меня было, действительно, счастьем,
когда ученики и их родители спросили, что читать дальше. А накануне я увидела огорчение мальчика по
поводу клички «ботаник», почему?.. он же хороший друг, честный и справедливый; и
ребята это поняли после обсуждения книги В.Железникова «Чучело». Что есть красота, почему её обожествляют люди?
Они захотели стать похожими на Ленку
Бессольцеву, и я думаю, они готовы принять для себя главные ценности в жизни:
благородство, честность, доброту. А родители на этом уроке открыли для себя
слово толерантность.
Ведь в этих словах и заключена душевная красота человека, такая красота, к
которой должен стремиться каждый из нас.
- « Я
есмъ то, что я есмъ» (Сен Жермен). Я
сама должна добиваться расцвета кристаллов в своём сердце и в душах своих детей. Философией моего жизненного пути всегда будут
слова А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли». А мысли - это озвученное
слово, так наша сила в слове, и нужно верить, что
только с помощью искренних слов любви можно воспитать душу ребенка, умную и
добрую, способную мыслить и принимать правильные решения в жизни. Но не
забывайте, душа ребёнка, как хрупкий кристалл, воспринимает только слова,
произнесённые от чистого сердца умного и доброго учителя.
-
СПАСИБО за понимание…
|