Бинарный урок геометрии и русского языка в 5 классе
Представленный урок включён в
систему изучения симметрии по программе пропедевтического курса
геометрии, а также обобщения изученного по программе русского языка.
Тема урока – Симметрия
«Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные
фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что
такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно
основано? Разве во всем в жизни симметрия?» (Л.Н. Толстой, «Отрочество»)
Тип – комбинированный урок изучения нового материала и
обобщения изученного
Дидактическая цель – создать условия для исследовательского работы
представления симметрии в разных сферах.
Цели по содержанию:
1. Образовательная – установить
связь между математикой и русским языком на основе симметрии
2. Развивающая – способствовать
формированию у обучающихся навыков исследования
во время групповой работы
3. Воспитательная –
способствовать воспитанию понимания красоты в разных сферах жизни.
Методы: наглядно-образный, проблемно-поисковый,
исследовательский.
Форма
организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Оборудование: компьютер,
словари, геометрические фигуры, рисунки.
Этапы:
1.
Организационное
начало.
2.
Целеполагание.
3.
Актуализация
знаний.
4.
Исследовательская
работа.
5.
Подведение итогов.
6.
Рефлексия.
7.
Домашнее
задание.
Ход урока.
Деятельность учителей
|
Деятельность учеников
|
Организационное
начало.
Цель – создать благоприятный
психологический настрой для проведения учебного занятия.
|
Приветствуют
учащихся.
Определяет
готовность к уроку.
|
Приветствуют
учителя.
Проверяют
своё рабочее место.
|
Мотивация
«ситуация включения»
|
С.Н.: Я в
листочке, я в кристалле,
Я в
живописи, архитектуре,
Я в геометрии,
я в человеке.
Одним я
нравлюсь, другие
Находят
меня скучной.
Но все
признают, что
Я – элемент
красоты.
Т.Н. О каком математическом понятии идет речь в
этом высказывании?
С.Н. Эпиграф
|
Отвечают
на вопросы.
|
Целеполагание.
Цель –
целенаправить познавательную деятельность обучающихся.
На какой
вопрос вы хотели бы ответить в течение нашего урока?
|
Актуализация
знаний.
|
С.Н.
Найдите в словаре определение симметрии и запишите синонимы к этому слову.
|
Работают
со словарем, записывают в рабочие материалы
|
Исследовательская
работа в группах.
Цель
– проанализировать геометрически фигуры, средства языка и произведения
литературы с точки зрения симметрии.
|
1.Т.Н.
дает понятие оси симметрии, симметрии живой природы.
|
1. Работают с геометрическими фигурами и с
рисунками.
|
2.Т.Н.
Как симметрия проявляется в буквах?
3.С.Н.
В современных словах тоже можно отыскать все виды симметрии: местоимение оно – вертикальная симметрия,
зеркально симметричны слова ПОП, ШАЛАШ. Есть и целые выражения, которые
являются смысловой симметрией, они читаются без изменений справа налево, с
конца к началу.
Вспомните волшебную фразу, которую Мальвина
диктовала Буратино, пытаясь обучить его грамоте: А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ
АЗОРА (А.А.Фет)
Палиндромами
увлекались люди еще до изобретения кроссвордов, считая, что это занятие
развивает чувство слова, умение видеть его в глубину, знать его способности
выражать множество оттенков смысла и сочетаться с другими словами.
Читает
примеры.
Попробуйте
сами создать палиндромы.
Семён
Кирсанов написал несколько палиндромических стихотворений. Вот один отрывок.
Палиндромы
известны во всех языках, а первый палиндром возник в 4 веке н.э. Это фраза на
латинском языке записана в клетках квадрата. Необычные свойства этого
квадрата заставляли приписывать ему магическую силу, и в этом просматривается
параллель с математическими магическими квадратами. И те, и другие квадраты,
вырезанные на пластинках из благородных металлов, носили в качестве амулетов,
защищающих от болезней и злых духов.
У
групп было задание создать такой магический квадрат.
4.
Еще одно задание: чтение наизусть.
В
чем красота? Ритмическая симметрия.
Определите
размеры.
А
кто сочинил стихотворение?
Т.Н.
О симметрии в искусстве.
|
2.Распределение букв по группам симметрии:
симметричные относительно центра, горизонтальной оси, вертикальной, имеющие
все три вида симметрии, не симметричные.
3.Составление и чтение палиндромов.
4.Чтение стихотворений. Определение размера.
|
Подведение итогов
урока
Цель: определить представление
учеников о симметрии.
|
Т.Н.
Давайте вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока. Смогли мы на
него ответить?
|
|
Рефлексия.
Цель –
осмысление результатов своей
деятельности.
|
С.Н.
А теперь каждый попробует сочинить синквейн.
|
Сочиняют
и говорят.
|
Домашнее
задание на выбор.
Цель –
способствовать развитию творческой активности учащихся.
|
Спасибо
вам за урок, у вас были такие симметричные отношения в группах, мы думаем,
что вы с удовольствием оформите совместный плакат «Симметрия вокруг нас»
|
|