Воскресенье, 20.07.2025, 01:11
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт Русского языка

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Бинарный урок в 5 классе

Бинарный урок геометрии и русского языка в 5 классе

Представленный урок включён в систему изучения симметрии по программе пропедевтического курса  геометрии, а также обобщения изученного по программе русского языка.

Тема урокаСимметрия

«Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Разве во всем в жизни симметрия?» (Л.Н. Толстой, «Отрочество»)

Тип – комбинированный урок изучения нового материала и обобщения изученного

Дидактическая цель – создать условия для исследовательского работы представления симметрии в разных сферах.

Цели по содержанию:

1.     Образовательная – установить связь между математикой и русским языком на основе симметрии

2.     Развивающая – способствовать формированию у обучающихся навыков  исследования во время групповой работы

3.  Воспитательная – способствовать воспитанию понимания красоты в разных сферах жизни.

Методы: наглядно-образный, проблемно-поисковый, исследовательский.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер,  словари, геометрические фигуры, рисунки.

Этапы:

1.     Организационное начало.      

2.     Целеполагание.      

3.     Актуализация знаний.    

4.     Исследовательская работа.

5.     Подведение итогов.     

6.     Рефлексия.      

7.     Домашнее задание.      

 

 

 

Ход урока.

 

Деятельность учителей

Деятельность учеников

Организационное начало.

Цель – создать благоприятный психологический настрой для проведения учебного занятия.

 

Приветствуют учащихся.

Определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют своё рабочее место.

Мотивация «ситуация включения»

 

С.Н.:  Я в листочке, я в кристалле,

 Я в живописи, архитектуре,

 Я в геометрии, я в человеке.

 Одним я нравлюсь, другие

 Находят меня скучной.

 Но все признают, что

 Я – элемент красоты.

Т.Н. О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании?

С.Н. Эпиграф

Отвечают на вопросы.

Целеполагание.

Цель – целенаправить познавательную деятельность обучающихся.

На какой вопрос вы хотели бы ответить в течение нашего урока?

 

Актуализация знаний.

С.Н. Найдите в словаре определение симметрии и запишите синонимы к этому слову.

 

Работают со словарем, записывают в рабочие материалы

Исследовательская работа в группах.

Цель – проанализировать геометрически фигуры, средства языка и произведения литературы с точки зрения симметрии.

1.Т.Н. дает понятие оси симметрии, симметрии живой природы.

1. Работают с геометрическими фигурами и с рисунками.

2.Т.Н. Как симметрия проявляется в буквах?

3.С.Н. В современных словах тоже можно отыскать все виды симметрии: местоимение оно – вертикальная симметрия, зеркально симметричны слова ПОП, ШАЛАШ. Есть и целые выражения, которые являются смысловой симметрией, они читаются без изменений справа налево, с конца к началу.

 Вспомните волшебную фразу, которую Мальвина диктовала Буратино, пытаясь обучить его грамоте: А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА (А.А.Фет)

Палиндромами увлекались люди еще до изобретения кроссвордов, считая, что это занятие развивает чувство слова, умение видеть его в глубину, знать его способности выражать множество оттенков смысла и сочетаться с другими словами.

Читает примеры.

Попробуйте сами создать палиндромы.

Семён Кирсанов написал несколько палиндромических стихотворений. Вот один отрывок.

Палиндромы известны во всех языках, а первый палиндром возник в 4 веке н.э. Это фраза на латинском языке записана в клетках квадрата. Необычные свойства этого квадрата заставляли приписывать ему магическую силу, и в этом просматривается параллель с математическими магическими квадратами. И те, и другие квадраты, вырезанные на пластинках из благородных металлов, носили в качестве амулетов, защищающих от болезней и злых духов.

У групп было задание создать такой магический квадрат.

4. Еще одно задание: чтение наизусть.

В чем красота? Ритмическая симметрия.

Определите размеры.

А кто сочинил стихотворение?

 

Т.Н. О симметрии в искусстве.

 

2.Распределение букв по группам симметрии: симметричные относительно центра, горизонтальной оси, вертикальной, имеющие все три вида симметрии, не симметричные.

 

 

3.Составление и чтение палиндромов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Чтение стихотворений. Определение размера.

 

 

 

 

 

 

Подведение  итогов  урока

Цель: определить представление учеников о симметрии.

Т.Н. Давайте вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока. Смогли мы на него ответить?

 

Рефлексия.

Цель – осмысление  результатов своей деятельности.

С.Н. А теперь каждый попробует сочинить синквейн.

Сочиняют и говорят.

Домашнее задание на выбор.

Цель – способствовать развитию творческой активности учащихся.

 

Спасибо вам за урок, у вас были такие симметричные отношения в группах, мы думаем, что вы с удовольствием оформите совместный плакат «Симметрия вокруг нас»

Категория: Мои статьи | Добавил: SN (02.05.2012)
Просмотров: 695 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Ученикам