Воскресенье, 20.07.2025, 09:28
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт Русского языка

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Бинарный урок в 11 классе памяти Ирины Константиновны

Урок по литературе в 11 классе

Тема урокаЦвет и звук в поэтических параболах футуристов

(Цвет и звук в поэзии футуристов создает параболическое воспри­ятие художественного образа, когда читатель - соавтор художествен­ного произведения)

Фундаментальное понятие: Цвет и звук.  Существуют естественные законы сочетаемости цвета и звука. Естественные потому, что великие мыслители «поверяли алгеброй» гармонию Природы, великие же художники интуитивно, по природе человеческой, органично сочетали цвета на своих полотнах, и музыканты наполняли мир гармонией звука. А соединить две, казалось бы, разные природы – звук и цвет – впервые было суждено поэту.

Дидактическая цель – создать условия для параболического воспри­ятия художественного образа, когда ученик становится соавтором поэтов-футуристов, он сам строит художественный образ на интеллектуальном и чувственном восприятии цвета и звука.

Представленный урок включён в систему изучения творчества поэтов-футуристов.

Домашнее задание к уроку: кластер статьи учебника о футуристах, тезисы манифеста футуристов, цветные карандаши.

Индивидуальные сообщения: 1.Картина Малевича «Черный квадрат». 2.Суть открытия физика Томсона (электрон) 3.Чтение наизусть стихотворений

 

Тип – мастерская ценностного ориентирования

Цели по содержанию:

1.      Образовательная – сформировать представление о поэзии футуристов, основываясь на фундаментальных понятиях.

2.      Развивающая – способствовать формированию у обучающихся навыков  чтения, анализа художественного текста и произведений живописи, создание своего художественного образа.

3.      Воспитательная – способствовать воспитанию культуры чтения, а главное, духовному соавторству.

Методы  обучения: наглядно-иллюстративный, источниковый (работа с книгой), частично-поисковый (выбор ключевых слов), исследовательский (обсуждение стихотворении и картин), творческий (создание образа).

Методы познания: логический (анализ и синтез), творческий эксперимент.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, тексты произведения, репродукции картин, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

 

Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, смена видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований (освещение, цвета слайдов)

 

Ход урока.

Деятельность учителей

Деятельность ученика

Организационное начало.

Цель – создать благоприятный психологический настрой для проведения учебного занятия.

Приветствуют учащихся.

Определяет готовность к уроку.

 

Приветствуют учителя.

Проверяют своё рабочее место.

Индукция (ситуация включения)

1. Видеоролик «Калейдоскоп» 1мин.

Тишина.

Физики и лирики. Как мы это привыкли понимать? Как противостояние или как единение? Скорее, первое. Хотя даже союз «и» – соединительный, а не противительный – противится такому восприятию, соединяя два образа восприятия мира. А если приглядеться повнимательней ко многим процессам и явлениям, происходящим в наших сферах – физике и лирике, то может прийти осознание того, что сфера-то одна. И имя ей – Мир. Самое главное, чтобы мы стремились делать этот мир гармоничным.

Этот урок мы посвящаем памяти учителя физики Ирине Константиновне.

Эпизод видеоролика.

Тема урока: подчеркните ключевые, самые важные для вас слова в теме.

Какие? Почему? Диалог.

  • Парабола - это произведение с многозначной структурой. В последнее время появилось понятие — параболическое воспри­ятие художественного образа, когда читатель строит свой собст­венный художественный образ и является соавтором художествен­ного произведения благодаря духовному сотворчеству.
    Это происходит благодаря тому, что не только интеллектуаль­ное, но и чувственное (эмоциональное) познание про­текает как движение от абстрактного к конкретному, как после­довательная конкретизация первоначального общего представле­ния.
  • Цвет и звук. Задание: запишите 2-3 ваших любимых цвета столбиком, когда вы представляете этот цвет, какое музыкальное произведение слышите (вальс, марш, минорную или мажорную и т.д.), а какой образ вы представляете?

·            Футуризм - авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния с ускоренным жизненным процессом. Как это созвучно с нашим современным мобильным временем.

·         Поэзия – именно стихотворения могут соединить звук и цвет. Не верите?

Самоконструкция (целеполагание) 

Цель – целенаправить познавательную деятельность обучающихся.

На какой вопрос вы хотели бы ответить в течение нашего урока?

Запишите его.

Социоконструкция 

Цель: создать условия для исследовательской работы в группах

Слово учителя:

Еще Пифагор в поисках гармонии научно обосновал построение музыкальной гаммы, экспериментируя с высотой тона и числами. Теперь любой начинающий музыкант знает, что гамма состоит из семи нот и главными являются I, III и V ноты. Одновременное звучание ближних нот, например I и II или VI и VII, является неблагозвучным. Для того чтобы это понять, достаточно послушать сочетание До и Ре или Ля и Си.

Законы построения гаммы и сочетаемости звуков известны со времен античности, а вот закономерности сочетания цветов в ранг закона возвел в 1839 году известный французский химик Мишель Эжен Шеврель в знаменитом труде «О законе одновременного контраста цветов». Получив заказ от парижской фабрики гобеленов установить причину выцветания нитей, Шеврель выяснил, что проблема не в химическом составе волокна, а в сочетании цветов. Представим себе спектр: I – красный, II – оранжевый, III – желтый, IV – зеленый, V – голубой, VI – синий, VII – фиолетовый.

Как и нот, цветов в радуге семь. Как и в нотах, основными являются I, III и V ступени, т. е. красный, желтый и голубой или синий. Основные при смешивании дают составные цвета: смешивая красный и желтый, получим оранжевый, желтый и голубой дают зеленый, синий и красный – фиолетовый. Если рядом размещать ближние по спектру тона, например I и II (красный и оранжевый), VI и VII (синий и фиолетовый), то они будут терять интенсивность, начнут гасить друг друга. Установив это, Шеврель спас мануфактуру гобеленов от разорения,
а нам дал интереснейшую тему для наблюдений и рассуждений.

Вам не кажется, что установленные учеными естественные законы сочетаемости звука
и цвета очень похожи? Естественные потому, что великие мыслители «проверяли алгеброй» гармонию Природы, великие же художники интуитивно, по природе человеческой, органично сочетали цвета на своих полотнах, и музыканты наполняли мир гармонией звука. А соединить две, казалось бы, разные природы – звук и цвет – впервые было суждено поэту.

Гласные

A – черный, белый – Е, И – красный,

У – зеленый, О – синий...

Гласные, рождений ваших даты

Еще открою я... А – черный и мохнатый

Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.

Е – белизна шатров и в хлопьях снежной ваты

Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;

И – пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный

Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.

У – цикл, морской прибой с его зеленым соком,

Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком

Алхимией запечатлен в тиши ночей.

О – первозданный Горн, пронзительный и странный.

Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны, –

Омега, синий луч и свет Ее Очей.

Артюр Рембо. 1871

 

Рембо, пожалуй, первым поставил в центр лирического произведения чистый Звук, вырванный из рамок Слова, первым передал природу Звука в Цвете. И пускай, по словам великого французского поэта Поля Верлена, хорошо знавшего гениального автора «Гласных», «...ему было в высшей степени наплевать, красного или зеленого цвета А. Он его видел таким,
и только в этом все дело», Рембо совершает великий прорыв в будущее – он указывает пути развития... только ли литературы?

ГРУППЫ ИСЛЕДОВАНИЙ. Подготовить сообщение.

  1. Звук и цвет в физике.
  2. Звук и цвет в поэзии поэтов-футуристов.
  3. Звук и цвет в картинах

Социализация

Цель – помочь выступить с результатами анализа

1.     Вывод:

Итак, Рембо углубляет представление о литературе – искусстве слова. Теперь слово
не является начальной, неделимой единицей. Глубже слова звук. 30 апреля 1897 года. Англия. Известный физик Дж. Дж. Томcон делает свой знаменитый доклад об открытии электронов – стабильных элементарных частиц, одних из основных структурных единиц вещества в составе атома. Пришла пора изучать значимые структурные единицы. В физике? Да! А в литературе?

1.Сообщение ученика об открытии Томсона.

Выступление учеников.

2. Футуризм - авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедавшее  разрушение форм и условностей искусства ради слияния с ускоренным жизненным процессом.

Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией – философскими идеями А.Бергсона, А.Шопенгауера, Ф.Ницше, провозглашавшими интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционной культуры, идеал «сверхчеловека», свободного от каких-нибудь моральных ограничений. Эстетической предпосылкой был символизм. Футуристы поставили человека в центре мира, воспевали пользу, а не тайну, отказывались от недосказанности, туманности. Тезису Искусство для искусства они объявили лозунг «Искусство для масс».

Была утопическая мечта о создании сверхискусства, способного преобразить мир, стремясь обосновать творчество с опорой на физику, математику

 

 

 

 

2.      1. Сообщения учеников о поэтах –футуристах (записи в тетрадях)

3.      «Литературный манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу»

1910год Сборник «Садок Судей» (Д.Бурлюк,В.Хлебников, В.Каменский) Вместе с Маяковским и Крученых составили группу «кубофутуристов» или поэтов Гилеи (Гилея – название территории Таврической губернии отца Д.Бурлюка.

Сюда приезжали представители новой группы «эгофутуристы» (ИСеверянин, И.Игнатьев, В.Гнедов). и объединение «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров) Они отрицательно относились к городу, в котором человек оглушен Адище города» Маяковский. Человек – это микрокосм, в стихотворении «Эй» человек выступает субъектом планетарного и космического преобразования действий.

Современный мир – это движение, устремленность в будущее. Они жили этим. Искусство играет созидающую роль.

Между ними была полемика. Отрицали творчество Пушкина, Достоевского, Толстого, выступали против грамматики, правописания.

2.Анализ и чтение стихотворений:

Тяга футуристов к эпатажу обывателя проявляласьв массовых театрализованных действиях, вызывающем поведении и одежде, культирвировали образ поэта-хулигана. Для них реакцией должнен быть протест, неприятие. Такую реакцию они и провоцировали.

 

4.       

3. Футуризм выходил за рамки литературы, был тесно связан с авангардными группировками художников «Ослиный хвост», «Союз молодежи», «Бубновый валет»

Куби́зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

В изобразительном искусстве кубофутуризма возник на основе переосмысления живописных находок, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Основные работы были созданы в период 1911-1915гг. Наиболее характерные картины кубофутуризма вышли из-под кисти К. Малевича, а также были написаны Бурлюком, Пуни, Гончаровой, Розановой, Поповой, Удальцовой, Экстер.

3Представление картин. Выступление группы.

Сообщение ученика о картине «Черный квадрат»

Разрыв

Цель: дать возможность каждому ученику почувствовать себя соавтором создания художественного образа

1. Перед вами стихотворение Алексея Кручёных.

«Дыр-бул-щыл...», впервые опубликованном в сборнике «Помада» в 1913 году. Есть ли в нем скрытый смысл? Давайте проведем эксперимент.

2. «Дыр-бул-щыл...». С чем ассоциируется эта строка? Итак, слово «дыр» — ассоциируется с чем-то угловатым, страш­ным — звук «д», темным, холодным, страшным и печальным. Звук «ы» с грубым, тяжелым, с шероховатым звук «р».
Слово «бул» — ассоциируется с темным, холодным, грустным, медленным и печальным.
Слово «шы» — что-то темное, тихое, холодное, устрашающее, грубое.
Слово «убещур» медленное, темное, страшное, шероховатое, тусклое.
«Скум» — холодное, тихое, злое, темное, страшное, могучее и медленное.
Все это как преддверие к чему-то неожиданному. Мы видим словно тяжелые темные страшные тучи ползут по небу «Дыр-бул-щыл», тучи продвигаются медленно и печально. И вот поворот, яркая вспышка озарила небосвод — «вы-со-бу», мы ощущаем этот пово­рот от темноты к свету и словно слышим рокотанье грома «бу». «Вы-со-бу» здесь «Вы» — большое, активное, веселое, вели­чественное, громкое, могучее, темное, вспышка «со» — ассоциация со светлым, холодным, легким и большим. И переход к «бу» — сложному, шероховатому, темному, холодному, похожему на удар, на взрыв, на грохот. И окончание «р-л-эз», в котором звуки «р и л» повторяют звуки р и л первой строки «дыр и бул», но только кратко, быстро, экспрессивно, слово -тьма после вспышки мгно­венно окутала небосвод и наконец звучит «эз», фонетическая зна­чимость которой обозначает нечто хорошее, величественное, свет­лое, быстрое (мы словно видим вдалеке еще одну слабую вспыш­ку), радостное, громкое, могучее и оптимистическое.
Таким образом, мы произвели параболическую конкретизацию образа грозы (возможно, грозы, предвещавшей смену одной об­щественной формации другой, мы словно чувствуем напряжение в данном произведении, ощущение необыкновенного грядущего).



1.Дыр-бул-щыл
  Убещур
  Скум
  вы-со-бу
   р-л-эз.

2.Нарисуйте, используя цвета.

3.Объясняют свои ассоциации.

Группа ученых под руководством Журавлева обнаружила, что звукобуквы определенным образом ассоциируются с цветом, было проведено множество экспериментов, в результате которых были выявлены следующие звукоцветовые соответствия для гласных
А — ярко-красный,
О — яркий светло-желтый или белый,
И — светло-синий,
Е — светлый желто-зеленый,
У — темный сине-зеленый,
Ы — тусклый темно-коричневый или черный.
А теперь проанализируем стихотворение «Дыр-бул-щыл...».
«Дыр», «щыл» — темное черное небо.
«Бул» — темная сине-зеленая растительность на земле.
«Убещур» — светлые желто-зеленые вспышки на темном сине-зеленом фоне.
«Скум» — темно-синяя поверхность облаков.
«Вы-со-бу — «со» яркая белая вспышка на темном синем фоне.
«Р-л-эз» — отблески вспышки на земле.
Таким образом, мы не только представили образ грозы, но и наг­лядно увидели произведение Крученых «Дыр-бул щыл…».




Рефлексия.

Цель – осмысление  результатов своей деятельности.

   Время урока заканчивается, и пора проанализировать наши результаты.

Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока. Прочтите.

Может быть, сейчас изыскания Крученых могут показаться наивными, но без них современная литература была бы бедней, как и современное телевидение без архаичной в наши дни электронно-лучевой трубки, когда-то изобретенной Дж. Дж. Томсоном.

Домашнее задание на выбор:

1.      Анализ стихотворения В.Маяковского на выбор: «Ночь», «Нате», «Послушайте» / Тезисы из статьи «Как делать стихи?»

2.      2. Чтение поэмы «Облако в штанах»




 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: 01dan (18.04.2011)
Просмотров: 816 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SN  
1
Пишите, пожалуйста, ваши отзывы.

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Ученикам